Дом-музей
Павла Васильева
рус

Павел Николаевич Васильев родился 23 декабря 1909 года (по старому стилю), в приграничном городке Зайсан (Казахстан) в семье учителя математики, заведующего мужской приходской школой Николая Корниловича Васильева и Глафиры Матвеевны, урожденной Ржанниковой. Николай Корнилович, сын павлодарских бедняков, похвально окончил учительскую семинарию в Семипалатинске. Среди коллег и у своих земляков пользовался глубоким уважением. Мать, Глафира Матвеевна, единственная дочь мелкого торговца М.В. Ржанникова, тоже получила хорошее образование: с отличием окончила женскую прогимназию, знала французский язык, любила читать.

Николая Корниловича, педагога-новатора, разработавшего курс преподавания геометрии, постоянно переводили из школы в школу. Вслед за ним переезжала и семья. Местом их жительства были станица Сындыктавская, Атбасар, Петропавловск… В семье один за другим появились ещё три сына - Борис, Виктор и Лев.

Нелёгкой была эта кочевая жизнь, тем более в вихре революции и гражданской войны. В 1920 году Николай Корнилович возвратился на родину, в Павлодар, в город, в котором когда-то с помощью своей няни Елены Марковны Пузыревой, маленький Павлик сделал свои первые шаги, и которому суждено было стать его «творческой колыбелью».

Васильевы и Ржанниковы жили по-старинному «большим гнездом».
У П. Васильева кроме родителей и трех братьев были еще дедушки и бабушки по отцу и матери, которые знали много народных сказок, песен, былин и замечательно умели их петь и сказывать. Все услышанное Павел записывал в синюю тетрадку, объединив под общим названием «Сказки чернильные деда забавные». Это и стало первой пробой его пера. А поездки с дедом Корнилой Ильичем по аулам и постоянное общение с казахскими ребятишками не только позволили Павлу овладеть их языком, но и познакомиться с бытом, обычаями, устным народным творчеством казахского народа.

Павлик рос романтически настроенным мальчиком. Зачитывался приключенческой литературой, с интересом впитывал окружающую жизнь, мечтал стать героем. Свое первое стихотворение «Алтай» он написал в 1921 году, во время поездки с отцом в село Большенарымское под Усть-Каменогорском: «Алтай! На сопке дикие, покрытые густым березняком, на камни острые, седым ручьем разбитые, я первый стих принес»… Сергей Поделков в биографическом очерке о Павле Васильеве отмечает: «Духовное развитие поэта происходило в среде провинциального учительства, игравшего громадную роль в России. Учителя несли в народ не только грамоту, но и передовые идеи русской интеллигенции, они были «универсалами» - учили детей, ставили спектакли, знакомили население с классической музыкой и литературой». Заметной фигурой был сам заведующий школой Николай Корнилович, человек блестящих способностей, талантливый педагог. Уроки живописи вел профессиональный художник-передвижник Виктор Павлович Батурин (1863-1938). Участник многочисленных художественных выставок, в том числе и международных: во Франции и Германии, Виктор Павлович переписывался со Львом Толстым, неоднократно бывал в Ясной Поляне. В 1919 году, во время гражданской войны оказался в Павлодаре. Он учил не только технике рисования, но и умению видеть и понимать живопись, тайны зодчества и ваяния. «Поэзия и живопись есть одно и то же», - часто повторял В. П. Батурин. Литературу в школе преподавал Давид Васильевич Костенко, ставший позднее заслуженным учителем КазССР, автором учебных пособий. Он прекрасно знал литературу, великолепно читал наизусть, на его уроках дети постигали красоту поэзии, богатство русской классики. В школе выпускали свой рукописный журнал «Иртыш», раз в неделю выходила огромная стенгазета, в редколлегии которой сотрудничал П. Васильев. Он также охотно выступал с докладами на литературные темы, читал стихи на школьных вечерах. К собственным стихам и эпиграммам был небрежен, ничего не сохранял, иногда бросал их на полуслове, а вот к своему предназначению быть поэтом – относился очень серьезно и, предчувствуя это великое предназначение, разве мог он усидеть дома?

После окончания школы Павел Васильев уезжает на Дальний Восток, он думает о поступлении в университет. Но встреча с друзьями С. Есенина: Рюриком Ивневым и Львом Повицким, круто меняет его судьбу. С тех пор он знает лишь одну страсть – поэзию! Если в Павлодаре Павел сделал первые, еще робкие и неуверенные шаги в поэзии, то во Владивостоке к нему пришел первый успех. Оба маститых литератора сошлись на том, что этот высокий, загорелый парень откуда-то из Прииртышья очень напоминает покойного поэта. И стихи его очень «есенинские» - тот же лиризм, мелодичность, душевность. Ивнев и Повицкий устроили в актовом зале университета литературный вечер Павла Васильева, который прошел с грандиозным успехом.

В конце 1926 г. с рекомендательными письмами Рюрика Ивнева и Льва Повицкого П. Васильев уехал из Владивостока в Москву, но по дороге задержался в Новосибирске. 25 декабря он выступил на собрании сибирских писателей. По свидетельству Николая Анова, «…молодой поэт, почти мальчик… великолепно читал свои талантливые стихи».

16 января 1927 г. члены «Литгруппы молодых» обсудили творчество П. Васильева, «…стихи, как сообщала «Советская Сибирь», - подверглись подробной критике… Но, в общем, были признаны хорошими». П. Васильев остался в Новосибирске, устроился на работу, занимался самообразованием. Он регулярно печатался в газете «Советская Сибирь» и в журнале «Сибирские огни». В 4-м номере появилось напевное лирическое стихотворение «Письмо», проникнутое нежным воспоминанием о покинутом павлодарском палисаде, и в котором он определяет свою дальнейшую судьбу.

По указке петь не буду сроду,-
Лучше уж навеки замолчать.
Не хочу, чтобы какой-то Родов
Мне указывал, про что писать.
Чудаки! Заставить ли поэта,
Если он – действительно поэт,
Петь по тезисам и по анкетам,
Петь от тезисов и от анкет.

В августе 1927 г. П. Васильев впервые приехал в Москву. Он поступил на рабфак искусств им. А.В. Луначарского, перебивался случайными заработками. «Комсомольская правда» напечатала его стихотворение «Прииртышские станицы», но завоевать столицу с первого раза П. Васильеву не удалось. Отучившись некоторое время на рабфаке, он почувствовал неодолимый зов Сибири, бросил учёбу и покинул столицу.

В Новосибирске начинается его настоящая литературная жизнь, и он оказывается в эпицентре нешуточной литературной и идеологической борьбы. Н. Анов вместе с Н. Феоктистовым, озабоченные судьбой П. Васильева и его друга Н. Титова, пытаясь спасти молодых поэтов, отправляют их по заданию редакции «Сибирских огней» в длительную командировку. Вот тогда и начинается знаменитое путешествие П. Васильева по Сибири и Дальнему Востоку: Чита - Иркутск - Сретенск - Благовещенск - Верхнеудинск - Хабаровск... Большинство произведений, созданных П. Васильевым в эти годы, или утеряны, или уничтожены им самим. Завершающий этап скитаний – Владивосток. П. Васильев работает рулевым на каботажном и рыболовецком судне. В газете «Красное знамя» под псевдонимом Павел Китаев Васильев напечатал три очерка: «На Тафуине», «По бухтам побережья» и «В гостях у Шаландера». Время странствий описал в двух книгах – «В золотой разведке» (М-Л. 1930 г.) и «Люди в тайге» (М-Л. 1931 г.), а также в серии очерков, опубликованных в 1930 г. в газете «Голос рыбака» и в журнале «30 дней».

Осенью 1929 года, после короткого пребывания в Павлодаре и Омске, после женитьбы на Галине Анучиной, Павел Васильев снова уезжает в Москву и поступает на Высшие государственные литературные курсы. Его стихи печатаются уже в десятках московских газет и журналов. У него появляются поклонники и ненавистники. А иначе не может и быть, ведь характер у него не сахар, как он сам признавался. Он был трудным и для себя и для окружающих. Не скрывал своего отношения к людям и не скрывал оценок. Был открыт, а потому раним и уязвим. То, что другим прощали и забывали быстро, ему не прощали.

Посредственность мстила. Бесталанные литераторы обвешивали его имя нелепыми выдумками и ярлыками. К концу 1930 года Васильев заканчивает поэму «Песня о гибели казачьего войска», отдельные главы которой публикуются в журналах, а вся поэма, хоть и с купюрами была подготовлена к печати в 1932 году в журнале «Новый мир», но она так и не была напечатана.

В марте 1932 г. вместе с сибирскими поэтами С. Марковым, Л. Мартыновым, Л. Черноморцевым, Н. Феоктистовым и др. П. Васильев был арестован по обвинению в принадлежности к контрреволюционной группировке литераторов «Сибирская бригада». Проходящие по этому «делу» были осуждены на три года и отправлены этапом в Архангельск. Павел Васильев и Лев Черноморцев получили условное наказание. Но это была лишь отсрочка.

Наступил очень тяжелый период, его не печатали, а ему нужно было помогать семье. В апреле 1933 года у него родилась дочь Наталья. В это сложное для него время, П. Васильев обрел покровителя и издателя в лице редактора журнала «Новый мир» Ивана Михайловича Гронского и познакомился с его родственницей Еленой Вяловой, ставшей впоследствии его второй женой. В это же время за удивительно короткий срок им созданы крупные эпические полотна. К середине 1933 г. он заканчивает поэму «Соляной бунт». В 1934 г. – поэму «Синицын и К». Широк и разнообразен поэтический мир П. Васильева. Он вобрал в себя и красоту родной земли, и обычаи простого народа, и людские страсти. Он пишет остропублицистические стихи «Песнь против войны» и великолепные «Стихи в честь Натальи». П. Васильев в числе первых ввел тему Казахстана в советскую поэзию. Восхищение красотой и щедростью родной земли – вот жизненная основа его творчества. «Ярмарка в Куяндах», «Иртыш», «Павлодар», «Верблюд», «Семипалатинск», цикл стихотворений Мухана Башметова и многие другие произведения были написаны по зову сердца, с любовью к своей малой родине, со знанием обычаев и традиций края, «над которым прочно висит казахстанское небо».

Роковую роль в судьбе поэта сыграл М. Горький. К началу 30-х годов у него сложилось сильное и устойчивое предубеждение против Павла Васильева. В июне 1934 года в «Правде», «Известиях», «Литературной газете» публикуется статья М. Горького «Литературные забавы», в которой писатель подверг резкой критике «порчу нравов» в литературной среде. Сразу же после выхода статьи на Васильева обрушился шквал проработки и общественных осуждений. Грозные тучи общественного и литературного осуждения продолжали сгущаться над головой опального поэта. 10 января 1935 года Васильев был исключен из Союза писателей, а это автоматически повлекло за собой негласный запрет на публикации его произведений, также его не пригласили и на I съезд писателей.

24 мая 1935 года газета «Правда» напечатала «Письмо в редакцию» за подписью 20 литераторов с требованием «принять решительные меры» к Павлу Васильеву. Среди них были поэты, которых Павел Васильев считал своими друзьями: Николай Асеев, Борис Корнилов, Семен Кирсанов, Иосиф Уткин. (Как теперь известно, некоторые подписи были сфабрикованы). После этого письма поэтом Джеком Алтаузеном была спровоцирована драка, из-за которой П. Васильева приговорили за «злостное хулиганство» к полутора годам лишения свободы в исправительно-трудовом лагере при строительстве завода Большая Электросталь. В марте 1936 года, благодаря хлопотам И.М. Гронского, поэт был досрочно освобожден, но уже в феврале 1937 года его снова арестовали, обвинив в намерении совершить теракт против Сталина.

Судебное заседание со всеми формальностями заняло всего 20 минут. 15 июля 1937 года по ст. 58 п.8 ч.II П. Васильев был приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение 16 июля 1937 года. Поэт похоронен в братской могиле «Невостребованных прахов» на Донском кладбище в Москве.

Реабилитирован в 1956 году, благодаря усилиям Е. А. Вяловой и И. М. Гронского, вернувшихся к тому времени из лагерей. В 1957 году, после 20 лет забвения, буквально по крупицам был собран и издан первый посмертный сборник стихотворений Павла Васильева. И началось его возвращение в литературу.